general_dreamer (general_dreamer) wrote,
general_dreamer
general_dreamer

Category:

О безопасности Ту-154.

Оригинал взят у igor_piterskiy в О безопасности Ту-154.
В последнее время мне не раз попадались в ЖЖ ностальгические посты про Ту-154. С моей-то точки зрения, как много полетавшего на нем авиапассажира, самолет был довольно дерьмовый в смысле удобства, однако похоже, что нет такого дерьма, на которое не найдутся любители понастальгировать. Но, может быть, самолет отличался выдающейся надежностью и соответствовал расхожим представлениям о настоящем русском продукте - неладно скроен, да крепко сшит? Особенно в свете последних событий, обостривших внимание к безопасности полетов, представляется интересным вопрос: что же мы потеряли, пересев с наших замечательных 154-х на ихние нехорошие Боинги и Эйрбасы?

Чтоб все было строго научно, возьмем для сравнения самолет того же класса и того же поколения - Boeing 727. Собственно, он и служил ориентиром при проектировании Ту-154. Последний начал эксплуатироваться на 8 лет позже, но когда считались? Советский самолет получился потяжелее и менее экономичным (правда, летал немного быстрее), однако сейчас нас интересует не экономика, а безопасность.

Данные о авиационных происшествиях собраны в [1]. На первый взгляд, с 727-м происшествий побольше. Однако информативным является не абсолютное число происшествий, а его отношение к числу полетов. Ясно ведь, что если самолет стоит на земле, с ним вряд ли что случится. Я предлагаю ориентироватся на стандартный показатель, наиболее интересный для авиапассажира - число фатальных (с человеческими жертвами) инцидентов на миллион полетов.

Для иностранных самолетов такую статистику легко найти в [2] и [3]. Возьмем за основу второй документ, там цифры похуже. А вот для самого массового советско-российского авиалайнера Ту-154 этот показатель хрен найдешь, пришлось самому заняться расчетом. К счастью, в [4] нашлись данные по суммарному количеству полетов - 9711000. А из [1] берем количество фатальных инцидентов - 39. Итого - 4.02 фатальных инцидента на миллион полетов. А у 727-го - 0.71. Почувствуйте разницу, она почти 6-кратная!
Кстати, встречал недавно утверждение, что в СССР проблем с 154-ми было много меньше, а потом, дескать, началось. Хочу разочаровать совкодрочеров: в советском "Аэрофлоте" было 13 фатальных инцидентов, а во всех российских авиакомпаниях в постсоветское время - 9.

Бросается в глаза огромная разница в общем числе полетов 727-го и 154-го - она примерно 8-кратная при том, что количество выпущенных самолетов отличается менее, чем вдвое. А все очень просто: ресурс 154-го много ниже. Для 154М он составляет 15 тыс. циклов (взлет-посадка) с возможностью продления до 22 тыс. (154Б - 16 тыс. и 20 тыс.). Для 727-го я не нашел данных по изначальному проектному ресурсу, но в 2010-м году FAA постановил выводить из эксплуатации самолеты, прошедшие 45 тыс. циклов. Похоже, до того можно было больше. Например, для 737-х по этому же постановлению урезали норму до 60 тыс., а раньше налетывали под 90.
Ну, и интенсивность эксплуатации самолетов в зарубежных компаниях много выше. Если посмотреть статистику в [4], то типичный режим использования 154-го - всего десяток рейсов в неделю. Так что в среднем они налетали около 10 тыс. циклов.
Примечание: в данном случае термины "полет" и "цикл" не отличаются - один взлет, одна посадка.

Мне могут сказать: что это я все про 727-й, его давно уже нет (хотя несколько десятков еще летают в недоразвитых странах), надо сравнивать с нонешними самолетами. Так тут, ребята, и сравнивать нечего - показатели безопасности выпущенных в последние лет 30 западных самолетов выше, чем у 154-го, в десятки раз! Для самых массовых сейчас А320 и 737 New Generation разница составляет 30-40 раз.

Для любителей потыкать "безаварийными" Ил-96 и прочими относительно новыми советско-российскими самолетами скажу: об их безопасности судить трудно. Их и выпущено мало, и налетали они немного. В документе [3], к примеру, нет показателей для самолетов, сделавших меньше миллиона полетов - Боинг считает, что недостаточно статистики. А, к примеру, Ил-96 совершил суммарно 74100 полетов (Ил-96). Т.е. пока говорить не о чем! И подобный подход справедлив. Вот возьмем 777-й Боинг. Он ведь отлетал 15 лет и порядка 7 миллионов полетов (в 100 раз больше!) без фатальных инцидентов. И вдруг - один за другим. Причем инциденты вряд ли связаны с безопасностью самого самолета (донбасский случай уж точно), но все равно пошли ему в отрицательную статистику.

P.S. По мнению уважаемого lx_photos (см.комментарии), низкая интенсивность эксплуатации Ту-154 может быть связана не только с плохой организацией, но и с большими потерями времени на техобслуживание:"Но я думаю, обслуживание всё же слишком объёмное было - все ангарные формы очень надолго ставили самолёт на прикол, очень многое разбиралось. К примеру, при примерно том же парке в компании "Россия" было на 154-х задействовано 4 ангарных места, а сейчас ровно вполовину меньше. При том, что объём перевозок, я думаю, увеличился."

P.P.S. Нашел интересную информацию о создании 154-го. Оказывается, 727-й изучался не только теоретически, но и практически:
"Косвенно, «Боинг 727», оказал влияние на некоторые конструктивные решения при создании Ту-154. В 1966 г. 15 ноября, на территории ГДР потерпел катастрофу «Боинг 727» компании «Pan American», летевший в ФРГ. Практически все агрегаты были привезены в Москву и на подмосковном аэродроме Чкаловская тщательно изучены. Это привело к решению, что Ту-154 ни в чем не должен был уступать заокеанскому «коллеге». В итоге, Ту-154 превзошел «Боинг» по многим показателям. Правда, Советские технологии не позволяли сделать такое же совершенное крыло, как у «Боинга». Т.е. механизация была похожа, но коэффициент подъемной силы в полтора раза меньше, чем у Американца. В связи с этим у Ту-154 была высокой скорость захода на посадку, 270-280 км/ч. Наши поступили проще. Просто взяли и увеличили тяговооруженность лайнера. В полтора раза. Установив двигатели НК-8-2, Николая Кузнецова." (Советский и Российский лайнер Ту-154).
По данным http://avia.pro/ для 727-го разбег - 1770 м, пробег - 1575 м. Для 154-го - 2300 м и 2030 м.
Похоже, про крыло не соврали. Так вот куда девалась знаменитая тяговооруженность 154-го...

Список источников.
1.Aviation Safety Network
2.Fatal plane crash rates by model
3.Statistical Summary
of Commercial Jet Airplane Accidents

4.Ту-154

Subscribe

  • (no subject)

  • 5 законов глупости

    Наверное, можно добавить еще с десяток законов, но начнем с того, что есть. Написано автором с душой. Достали они его. ПС. Добавлю еще один закон…

  • Опыт эстетического гомосексуализма

    «В человеке все должно быть прекрасно» А.П.Чехов. Или хоть что-нибудь, General_dreamer. Жил был однажды неспортивный мальчик 11…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments