Ученые раскрыли тайну "Черного квадрата" Малевича
Сотрудники Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар заявили об обнаружении двух изображений под слоем черной краски на картине "Черной квадрат" Казимира Малевича.
Это сенсационное объявление они сделали в ходе международной конференции, посвященной 100-летию "Черного квадрата", сообщает российский телеканал "Культура".
По словам Ворониной, "первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под "Черным квадратом", цвет которого вы видите в кракелюре (между трещинами), — это протосупрематическая композиция".
Авторы исследования сообщили и о другом своем открытии. По их словам, они почти расшифровали надпись на "Черном квадрате", которую считают авторской.Екатерина Воронина рассказала, что у Малевича был сложный и запутанный почерк, сложный для расшифровки. Поэтому в расшифрованной фразе не установлены точно три буквы.Вся фраза, по мнению музейщиков, звучит как "Битва негров в темной пещере". Таким образом, — считают эксперты, — картину Малевича можно считать чем-то вроде заочного диалога художника с автором полотна, написанного в 1882 году французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле. Его картина называется "Битва негров в темной пещере глубокой ночью".
Оба художника умерли бы со смеху, ознакомившись с научными исследованиями их незатейливой шутки.
Не остановившись на достигнутом успехе, спустя год (на второй выставке "Отвязанных искусств") Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием "Первое причастие хлоротически бледных девушек в снежную пору" (1883 год).
Спустя еще год очередная картина Алле была воспринята как своего рода "колористический взрыв". Прямоугольный пейзаж "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами" представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1884 год).
Что касается знаменитой картины Малевича, то в 2015 году "Черному квадрату" исполняется 100 лет. Об открытии других изображений было объявлено на конференции, посвященной этой дате. В настоящее время в Третьяковской галерее проходит выставка "Под знаком Малевича", на которой собрано около 100 графических работ и эскизов художника и его последователей.
На международную конференцию, посвященную 100-летию "Черного квадрата", съехались гости из разных стран, отмечают журналисты телеканала. "Наша семья очень рада, что память об очень важном художнике для мира жива, и не только здесь, в Москве", - призналась внучатая племянница художника Ивона Малевич.
Искусствоведам еще предстоит осмыслить открытие, отмечают журналисты. А художники это уже сделали. В стенах Академии художеств открылась выставка, посвященная "Черному квадрату". Авторы - самые именитые современные художники.
"Нам показалось, что было бы уместно в год 100-летия "Черного квадрата" подвести черту под его прессингом, давлением, обаянием и тем магнетизмом, которым он обладает, и наконец освободиться, чтобы двинуться дальше. Короче говоря, мы захотели избавиться от его влияния", - пояснил куратор выставки Иван Колесников.
В середине декабря авторы экспозиции обещают коллективный перформанс во главе с Зурабом Церетели. Художники разрежут скотч и избавятся тем самым от символических пут Малевича.
Кроме того, как позднее стало известно, Третьяковская галерея выпустит книгу, в которой раскроет тайну картины "Черный квадрат". "Мы готовим издание, которое появится в печати в течение ближайших 10 дней. Это книга про "Черный квадрат" и все проведенные исследования. Я рассчитываю на то, что эта книга будет пользоваться успехом", - рассказала "Русской службе новостей" генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.
Летом прошлого года в лондонском музее современного искусства Tate Modern прошла выставка Малевича, на которой впервые "встретились" два "Черных квадрата".
"Черный квадрат" - самое знаменитое произведение художника - было центральным экспонатом выставки 1915 года "0.10". Художник повесил картину в верхний угол зала, символически заменив ею тем самым православную икону. В течение последующих 15 лет он создал еще три версии "Черного квадрата" для различных выставок. Два из этих "Черных квадратов" - один 1923 года из Русского музея и один 1929 года из Третьяковской галереи - впервые предстали вместе.
"Черный квадрат" стал нулевой отметкой для современного искусства, и он сохраняет ту же загадочность, радикальность и ту же способность удивлять, что и век назад. Я в восторге от того, что две великие картины будут выставлены здесь, в Tate Modern, и я надеюсь, что все посетители получат удовольствие от уникальной возможности увидеть их в окружении сотен величайших работ Малевича со всего мира", - отмечал куратор выставки Ахим Борхардт-Хьюм."Плодотворная дебютная идея" как сказал бы другой талантливый маркетолог на рубеже веков.