(https://www.tripadvisor.ca/Attraction_Review-g154954-d564280-Reviews-Leo_Mol_Sculpture_Garden-Winnipeg_Manitoba.html#photos;geo=154954&detail=564280&ff=223727089&albumViewMode=hero&aggregationId=101&albumid=101&baseMediaId=223727089&thumbnailMinWidth=50&cnt=30&offset=-1&filter=7&autoplay=
Большинство скульптур так себе, очень среднего уровня. Вспоминается только два удачных изображения Папы Павла II и еще одна скульптура, которая потрясла меня.
Начну издалека. Во всех религиях монотеизма всегда присутствуют пророки - посредники между Богом и заблудшими овцами, т.е. нас с вами. В иудаизме упоминается пророк Моисей, у Христа было целых 12 апостолов (никнейм), у мусульман Мухаммед. Несмотря на все различия между ними, представление о пророке везде одинаковое : преклонение на грани раболепства перед Высшей Силой и высокомерный праведный гнев по отношению к тем самым овцам. Вот как изображается Моисей у евреев:
Внимание Создателю в образе горящего куста
Растолковывание Десяти заповедей
У христиан ситуация аналогичная
И мусульмане стремятся чтобы все как у людей
И вот, в парке Лео Мола я вижу удивительную скульптуру Моисея. Дело не в качестве произведения, а в самом представлении о пророке.
МОИСЕЙ ЯРОСТНО СПОРИТ С БОГОМ.
Ну, где это видано, червь земной, из праха сотканный, а свое мнение имеет.
Нет, говорит скульптор, не червь земной, а человек, и все человеческое ему не чуждо. В том числе и свое мнение.
Может вы увидите смысл скульптуры в другом, но воздетый в гневе палец и лицо, обращенное вверх, не оставляет других интерпретаций.
Укоряя народ, пророк всегда смотрит вниз, потому что он промежуточная инстанция между Богом и людьми. А тут явно скандал с начальством.
Мне кажется, что в этой скульптуре больше сказано о духе и ментальности еврейского народа, чем в многотомных исследованиях. Упорная вера в свои принципы, приверженность вере и упертость во всем - вот те причины, по которым отношения евреев с окружающими народами всегда были сложными, если не сказать трагическими.
Попутно вспомнился один легкомысленный анекдот. Моисей ведет переговоры с Богом ( теперь мы знаем как), а народ возле горы Синай ждет результатов.
Выходит Моисей и говорит " У меня для вас две новости - одна хорошая, а другая плохая. Хорошая в том, что сошлись на десяти [заповедях]. А плохая - прелюбодеяние вошло"
В общем, Моисей бьется за нас, идите отдыхать с миром. Шабат шалом, дорогие.