Недавно мне попалось видеозапись выступления одной литовской писательницы об уничтожении евреев в Литве.
Вот она
А сегодня прочитал ее интервью ( которое во многом совпадает с видео)
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/11/73447-istoriya-ne-religiya-v-nee-ne-nado-verit
Мужество этой женщины поражает, как и трусливая позиция ее оппонента - известного режиссера.
В принципе история вполне понятная. Лицемерная литовская грусть "а потом пришли немцы и убили наших евреев" благодаря Руте заменилась на неприятную для всех правду: "а потом пришли немцы и наши литовцы убили наших евреев". Наши наших. Так и книга называется, причем название попадает в самую точку.
Но я не стал бы писать этот пост если бы дело касалось только разборками литовцев со своей совестью. Всякие крамольные мысли полезли в голову. Вот я израильтянин. Моя страна переживает непрерывную войну с террором, буквально каждый день появляются новые жертвы. У нас есть несколько пропалестинских левых организаций, которые все ненавидят: "Шалом ахшав" (мир сейчас), "Четырв матери", "Бецелем" и т.д Их никто не преследует, они функционируют открыто, но их никто не любит. Ненавидят за дело - за однобокий взгляд на проблемы, постоянные провокации для СМИ, за откровенный личный и политический пиар на крови.
Но мне подумалось, что им предъявляют в точности те же претензии, что и Руте Ванагайте - Путин и арабы их купили, платят им из-за рубежа (что правда) и т.д. Мы не слышим их, они врут по определению, только потому что приносят вред НАШИМ. Вот оно - главное слово, НАШИ. Скажи его и глаза, уши и мозг умолкают из чувства солидарности. Не только в политических и межнациональных конфликтах, даже в искусстве и футболе слово НАШИ стоит выше всех аргументов.
Сегодня я поймал себя на ощущении, что противодействие нашим делает всю риторику пропалестинских организаций изначально и априори ложной. А ведь мы даже не знаем всех их аргументов, кроме самых дурацких "арабы тут всегда жили и евреев резали" и "Иерусалим невероятная святыня мусульман, куда там Мекке и Медине".
Оправдание НАШИХ устремлений как истинно прогрессивных, может быть в том, что мы идем в общей струе западного развития, вопреки средневековым грезам наших врагов. С нашей точки зрения, свобода всех, равенство полов, демократия и т.д несомненно признаки прогресса, как и привычки свободных женщин рискованно одеваться в общественных местах, например. А с точки зрения мусульман всё перечисленное есть признак загнивания и регресса, например, одинаковые права людей с очевидно разным образовательным и интеллектуальным багажом. Не говоря уже о тех же девушках, которые одеваются и ведут себя как непотребные девки (по мнению мусульман).
Как можно возопите вы, свободные граждане делают что хотят, никто им не смеет указывать. Но буквально сегодня читал о голландских школах, где ученики сидят с ногами на столах и совместно с учителем покуривают травку. Какой ужас, очевидный регресс в воспитании - скажут многие из нас, отнюдь не мусульмане. Как здорово, как раскрепощены молодые люди в своей свободной стране - скажут другие.
Как обоснованно определить, что является прогрессом, а что деградацией? И даже не важно, говоря о прошлом или будущем. Вот коренной вопрос, который разделит мир на людей будущего и людей прошлого, на движения прогресса и регресса.
Если кто рассчитывал, что я тут всех научу как отделить зерна от плевел, то он ошибся.
Вопросов у меня больше, чем ответов. Национальная черта. :-)
Вчера писал под впечатлением увиденного и прочитанного, поэтому получилось сумбурно.
Сегодня резюмирую сказанное:
1) Зло обыденно. Сотни тысяч евреев Литвы уничтожили не кровавые монстры, а тихие аккуратные школьники, которые подрабатывали таким образом в летние каникулы. Сказали бы им улицы убирать - убирали бы, велели евреев стрелять - стреляли. Думаю, что убивать бродячих кошек согласились бы не все. Значит кто-то вывел целый народ (евреев) за пределы понятия человек, поместив их гораздо ниже котов. Вот эти идеологи и есть главные виновники геноцида, даже если лично они не сделали ни одного выстрела.
2) Понятие НАШИ как основной аргумент для мыслящего человека недопустимо, потому что немедленно парализует совесть и разум при конфликте, убивает возможность смотреть на все не предвзято. Даже если в конечном итоге ты идешь вместе со всеми, выбор пути должен быть сделан в независимо от всех остальных.
Сказанное не относится только к фашистам и их приспешникам. Вот тут о белорусских партизанах и о том, как они наказывали провинившиеся с их точки зрения деревни
Так белорусскому исследователю Виктору Хурсику удалось собрать материалы и воспоминания выживших об одной из таких трагедий, произошедших в деревне Дражно 14 апреля 1943 года, когда партизаны напали на д. Дражно и без разбору стреляли, резали и заживо сжигали мирных жителей. Свою работу исследователь так и назвал "Кровь и пепел Дражна".
Вот что вспоминают очевидцы тех событий, один из них Николай Иванович Петровский :
"...в январе 1943 года партизаны провели операцию по захвату полицейского гарнизона.
...операция была спланирована бездарно, партизаны атаковали в лоб, почти всех их положили из пулемета. Сельчан заставили хоронить убитых.
Но через несколько месяцев эти "защитники" учинили невиданное зверство! Выстрелы разбудили нас около четырех утра 14 апреля 1943 года.
Мама кричала: "Дзетко, гарым!" Голые выскочили на двор, смотрим: все хаты горят, стрельба, крики...
Мы побежали спасаться на огород, а мама вернулась в дом, хотела что-то вынести. Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама. Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: "Получай, сволочь фашистская!" Видел, как ей перерезали горло.
...Катя, сестра моя, вскочила, просила: "Не стреляйте!", достала комсомольский билет. До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: "Дзядзечка, не забевайце маю сястру!" Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы.
Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови...
...огородами мы с братьями доползли до дядьки. Дом его сожгли, а он чудом выжил. Выкопали землянку, в ней и жили.
Позже мы узнали, что ни одного полицая партизаны не застрелили. Дома, которые находились за их укреплениями, тоже уцелели. В деревню приехали гитлеровцы, оказали пострадавшим медицинскую помощь, кого-то отвезли в госпиталь, в Старые Дороги.
После войны я узнал, что непосредственно сжигали и убивали дражненцев партизаны из отряда имени Кутузова, которым командовал Израиль Лапидус. Другие отряды из бригады Иванова "кутузовцев" прикрывали. Я нашел Лапидуса, когда мне было 18 лет. Он жил в Минске, в районе Комаровки, работал в обкоме партии. Лапидус спустил на меня собак... Знаю, что этот человек прожил неплохую жизнь, так и умер героем.
На дражненском кладбище похоронены убитые 14 апреля 1943 года жители. Некоторые семьи в то роковое утро партизаны уничтожили полностью. Ставить памятники на их могилах было некому.
Не жалели даже семьи фронтовиков."
3) Выяснение того, что такое прогресс и регресс является нетривиальной проблемой, особенно если речь идет о настоящем времени. Именно в этой точке источник конфликта цивилизаций, который мы имеем возможность наблюдать. Один из первых кандидатов на роль критерия прогресса - экономическое процветание. Действительно, свободные западные страны в основном благоденствуют, а исламский мир, тоже в основном, нищенствует. Но не так все просто. Есть и исключительно богатые исламские страны, например государства Персидского залива. Но их богатства является результатом не тяжелого труда граждан и развития общества, а исключительно из-за географического положения. Западные инженеры разведали у них нефть, построили систему нефтедобычи и переработки. Этот выигрыш в лотерею все равно, рано или поздно, опять приведет к нищете.
Что вы думаете о критериях прогресса?