Женщины племен ирокезов в начале XVII века отказались заниматься сексом с мужьями, а также не выдавали мужчинам мокасины и еду в походы, пока не добились права запрещать начало войн с другими племенами и выбирать и прогонять вождя. Этот мирный протест считается первой феминистской протестной акцией на территории современных США и Канады.
Фото: Joseph Keppler
Жители 83 деревень княжества Джодхпур в 1730 году вышли в лес и обняли деревья, которые считали священными, чтобы помешать солдатам махараджи срубить их для строительства нового дворца. Солдаты убили 363 человека, но священный лес был спасен: узнав о протесте, махараджи остановил вырубку леса и освободил деревни от поставки древесины дворцу.
«Срубленная голова дешевле срубленного дерева»
Последние слова Амриты Деви, первой жертвы солдат махараджи
400 тыс. англичан в 1792 году отказались употреблять сахар, произведенный с помощью невольничьего труда в Западной Индии, и подали правительству 519 петиций с требованием запретить рабство в британских колониях. Протест сократил прибыль плантаторов почти вдвое — в том же году аболиционисты согласовали с Палатой общин закон о незаконности работорговли. Несмотря на то что в Палате лордов закон заблокировали, поднявшаяся общественная дискуссия в конце концов привела к запрету работорговли в 1807 году.
«Рабовладельцы могут предлагать нам сахар, пропитанный кровью наших братьев, но не смогут заставить нас есть его»
Памфлет «Жителям Великобритании о воздержании от сахара», 1791
Сотни рабов начали петь у резиденции британского губернатора на острове Тринидад 1 августа 1834 года в ответ на его обещание отменить рабство через шесть лет и не замолкали до тех пор, пока губернатор не объявил свободу де-факто. Юридически отмена рабства была закреплена спустя четыре года: Тринидад стал первой британской колонией, покончившей с рабством.
«Шести годам — нет!»
Слова, которые распевали рабы
Фото: Cassell's Illustrated History of England
Все жители графства Мейо осенью 1880 года отказались обслуживать британского управляющего Чарльза Бойкотта, а также работать на него и разговаривать с ним, после того как в неурожайный год он отказался снизить ренту фермерам и выселил 11 семей. Протестующие требовали отставки Бойкотта, справедливой ренты и свободной продажи земли в Ирландии. Преданный остракизму управляющий покинул графство через два месяца на карете скорой помощи — извозчики отказывались везти его. Спустя еще полгода был принят закон о земельном праве в Ирландии, удовлетворивший все требования протестующих.
«Мы должны дать шанс запутавшемуся человеку покаяться. Для этого мы должны поместить его в „моральный карантин“, будто он прокаженный»
Речь на встрече «Земельной лиги»
Фото: Print collection of Maggie Land Blanck
Почти все жители Ирана в декабре 1890 года бросили курить, а фермеры и торговцы сожгли свой урожай и запас табака в знак протеста против решения шаха предоставить монополию на продажу и экспорт иранского табака британской компании. Граждан самой курящей страны поддержал их духовный лидер — великий аятолла выпустил фетву против курения. Через год шах отменил британскую монополию на табак.
«С сегодняшнего дня употребление табака в любой форме считается войной против „сокрывшегося“ 12-го шиитского имама»
Фетва великого аятоллы Мирзы Ширази
2 млн корейцев вышли на улицы Сеула 1 марта 1919 года и стали зачитывать вслух воззвание о независимости, написанное поэтом Чхве Нам Соном, требуя от Японии уважения к культуре, языку и жителям Кореи. В ходе акции, длившейся больше месяца, 7,5 тыс. демонстрантов было убито, 46 тыс. арестовано, но японское правительство все-таки ввело в Корее политику «культурного управления», ослабив цензуру, разрешив издания на корейском языке и расформировав военную полицию.
«Мы не хотим тратить свое время на то, чтобы критиковать Японию за несправедливость или презрение к нашей цивилизации, мы хотим начать строить новое будущее прямо сейчас»
Воззвание о независимости Кореи
Члены христианских и еврейских общин на Восточном побережье и Среднем Западе США с начала 1920-х годов отказывались от покупки и использования автомобилей Ford в ответ на публикацию Генри Фордом статей о заговоре евреев и книги «Международное еврейство». В 1927 году из-за падения продаж на Восточном побережье и репутационных потерь Генри Форд публично извинился за антисемитские высказывания, распорядился сжечь очередной тираж «Международного еврейства» и запретил публиковать книгу в Европе.
«Бог был благосклонен к вам, и вы стали богаты, зачем же вы пытаетесь уничтожить бизнес других людей?»
Письмо о присоединении к бойкоту ассоциации розничных торговцев Миссури, 1927
От 400 до 800 англичан весной 1932 года отправились в туристический поход по вересковой пустоши Киндер-Скаут и холмам Пик-Дистрикт в знак протеста против того, что эти земли находятся в частном владении и свободный проход по ним запрещен. Шесть туристов было арестовано, но остальные прошли пятикилометровый маршрут до конца и вернулись, а местные власти начали процесс национализации земель. Результатом стало появление первого в Англии национального парка.
«Если вы никогда не ходили в поход — сейчас лучшее время начать»
Агитационная листовка, которую раздавали на вокзалах перед протестным походом
Фото: nationaltrust.org.uk
200 человек в 1943 году в течение четырех дней собирались у бывшей богадельни в Берлине, в которой ожидали отправки в концлагерь 2000 евреев. Толпа, состоявшая преимущественно из мужей и жен заключенных (все они были в смешанных браках), молча смотрела на здание и иногда скандировала: «Убийцы!» Через четыре дня заключенные были освобождены, а протест вошел в историю как единственный успешный в нацистской Германии.
Все чернокожие жители американского города Монтгомери в декабре 1955 года отказались пользоваться автобусами, требуя прекратить деление на места для черных и белых пассажиров в общественном транспорте. Бойкот, спровоцированный арестом афроамериканки Розы Паркс за отказ уступить место в автобусе белому мужчине, получил название «Ходьба во имя свободы», продлился 381 день и снизил годовую прибыль транспортной компании на 70%. 20 декабря 1956 года деление мест в городских автобусах Монтгомери было отменено.
«На остановках не будет сожженных крестов, на обочинах не будут лежать трупы белых. Мы не бросаем вызов Конституции США. Мы только хотим справедливости»
Речь Мартина Лютера Кинга о бойкоте в Монтгомери