general_dreamer (general_dreamer) wrote,
general_dreamer
general_dreamer

Category:

Век живи век удивляйся

Есть в ЖЖ совершенно отвратительный (для меня) персонаж  olegmakarenko . Обычно он несет банальную верноподданническую хрень.
Но сегодня я нарвался на отличный его пост, прямо глазам своим не поверил

Как следовало бы учить школьников думать





На приложенной картинке задание для школьников из Замбии. Разница с контрольными работами из наших широт видна сразу. Покуда российских школьников заставляют зубрить справочники наизусть, школьников из Замбии учат думать.

Мы навряд ли можем надеяться, что школьник включит мозг, решая предложенное ему квадратное уравнение. Ибо если он внимательно слушал учителя и знает традиционный метод решения, этот метод он и применит. Если же школьник не знает метода, он уравнение не решит. Школьные задачи в массе своей слишком сложны, чтобы подросток мог надеяться решить их самостоятельно, без подсказки взрослых. Следование сложным инструкциям — вот чему учатся в наших школах прилежные ученики. Составлять подобные инструкции самостоятельно, с нуля, школьники не могут: это им не по возрасту и не по таланту.

Редкие исключения, когда школьник сам додумывается до чего-нибудь умного, повторяя открытие учёного прошлых веков, воспринимаются именно как исключения, причём… не имеющие отношения к учебному процессу. «Да, Вовочка, я помню, что месяц назад ты заново изобрёл метод Гаусса, молодец. Но у тебя несколько ошибок в итоговой контрольной, так что в четверти всё равно выходит тройка».

Для добычи золотой медали сообразительность не нужна, нужны хорошая память и исполнительность. Даже так называемые «салонные идиоты», — неспособные к самостоятельному мышлению люди, повторяющие за другими случайные банальные реплики, — демонстрируют отличные успехи и в школах, и в вузах.

Теперь, для контраста с нашей грустной реальностью, переведу на русский задания из приложенного скана:

Ответьте на все вопросы. Не переворачивайте бумагу без команды учителя. Каждый вопрос стоит 10 баллов.

1. Чёрный — это цвет, и белый — это цвет. Однако чёрно-белое телевидение не является цветным телевидением. Обсудите. 10 баллов.

2. Если мыло и вода делают тело чистым, тогда что делает полотенце грязным после ванной? Обсудите. 10 баллов.

3. Можно ли доверять медсестре, чей муж торгует гробами? Обсудите. 10 баллов.

Вы можете использовать калькулятор.



Пост об образовании, который удивительным образом избежал обычной перебранки в стиле "а у нас, а у них". Речь идет о советско-российском и западном образовании.
Выскажу свое не совсем дилетантское мнение, потому что учился и преподавал в советских школе и университете, и еще немного в университете западном.

Мне представляется, что у образования (школьного и высшего) есть три основных задачи:

1. Дать необходимый базовый набор знаний об окружающем мире, чтобы помочь ученику будущую профессию. Это касается всех профессий, от слесаря инструментальщика и электрика, до астронома и врача. В университете помочь специализироваться в выбранной сфере.

2. Воспитать в ученике личность, т.е. осознать себя как личность, познакомить его с этическими принципами и способствовать развитию независимого критического мышления.

3. Социализировать ученика, т.е. научить его понимать других, уважительно относиться к интересам и мнениям, научиться взаимодействовать с окружающими для достижения общих целей, при этом не становясь безликой частицей толпы.

С первой задачей советские школы и ВУЗы справлялись неплохо. Учебники были скучноватыми, плохо изданными, но содержательными и последовательными. Западные учебные книги намного ярче и интереснее, но зато какие-то кусочно отрывистые. Тут советское образование имеет преимущество для тех, кто интересы развивал не по учебникам.

Вторая задача была советскими школами полностью провалена. Давление идеологии не позволяло формировать собственный взгляд на мир, на все допустимые вопросы были готовы единственно правильные ответы. Оригинальность и самостоятельность мышления всеми силами подавлялись.

Социализация была простой. Есть коллектив, он все правильно понимает, его интересы всё, все прочие интересы ничто. Формировалась та самая безликая толпа, которая до сих пор является большинством в стране. Эта задача была не просто провалена, было сделано всё, чтобы развить нечто противоположное.

Поэтому давать единую оценку в сравнении советского и западного образования нельзя. Счет явно 1:2, но к счастью мы не на футболе.
Subscribe

  • Народное творчество

    Отт Морозов Наколи мне кольщик куаркод На межьпопье рядом с куполами Чтоб эффектно я ответить смог Жестом. Что устал вещать словами

  • Давнишний мой пост

    Брюзжание о профессии, возрасте и цели в жизни Сегодня по печальному поводу встретил очень дальних знакомых, которых не видел лет десять.…

  • Очередная годовщина Хрустальной ночи

    "Примо Леви родился в 1919 году в Турине, окончил химический факультет, в 1943 –1945 годах узник Освенцима, автор двух…

  • Юбилейное

    Завтрашний день, 7 ноября, для меня дважды юбилейный Личный юбилей - ровно 30 лет назад я с семьей приехал в Израиль. Здесь родились мои дети и…

  • Новости науки

  • Очень важная мысль

    Сегодня увидел хорошо сформулированным то, о чем давно думаю. Выдающийся психолог Виктор Франкл, писал "Тысячи лет назад человечество…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments