Брюзжание о профессии, возрасте и цели в жизни
Сегодня по печальному поводу встретил очень дальних знакомых, которых не видел лет десять. Поговорили, конечно, и о работе, кто чем занимается.
Подумалось, что в далеком социалистическом прошлом выбор профессии был совсем иным, чем сейчас. Вопрос и трудоустройстве не существовал в принципе, зарплаты у всех были примерно одинаковыми. Поэтому единственным критерием был интерес к будущей деятельности. Романтично и красиво. Вот так, в королевстве кривых зеркал, возникали в том числе и очень неплохие традиции.
Если к интересному делу прибавить еще и юношеские амбиции добиться очевидного успеха, прославиться и, чем черт не шутит, приятно удивить человечество, то предстоящий жизненный путь вырисовывался вполне внятно. Прямая, как железная колея, дорога и все вверх, вверх, от одного достижения к другому.
При злом капитализме молодежь вынуждена быть практичнее и умерять свои мечтания. Главным качеством профессии становится ее востребованность и будущее материальное благополучие. Грезы побоку, вперед в программисты, потому что «их нужно» и «дают зарплату и серую Мазду». Посему в моей профессии так много продвинутого быдла, существующего на уровне «Ну, похерачили, чуваки» и создавшего собственный птичий язык вместо так и не постигнутого родного. Изучение французских поэтов Средневековья в наше время было бы верхом изыска, а сейчас всего лишь верный путь к должности «человек без определенных занятий».
Я не апологет социализма, та система была неправильна и скончалась заслуженно. Но и на ней, как на гнилом дереве, вырастали прекрасные цветы - взаимоотношения, где деньги не играли никакой роли, и поиск своего дела в жизни без побочных соображений. Взамен нынешний соревновательный мир предлагает свое лекарство – идею смены области деятельности в жизни.
Возраст принято считать важным фактором при наборе новых сотрудников, даже если работа не требует особых физических кондиций. Для одних профессий это кажется очевидным. Балерина и футболист точно знают, что после тридцати им придется начинать новую жизнь. С другой стороны, писатели, художники и адвокаты, представители т.н. свободных профессий, могут работать до тех пор, пока обладают необходимыми запасами впечатлений, памяти и сообразительности.
Все остальные профессии в прошлой жизни были ближе к писателям, чем к балеринам. Считалось хорошим тоном отработать 100 лет на одном предприятии, занимаясь одним и тем же делом. Много лет назад, стоя на панихиде в актовом зале своего Университета, я внезапно увидел всю свою будущую жизнь. Я был на среднем уровне университетской иерархии и впереди были только лекции, лекции, лекции, продвижение на 2 ступеньки в табели о рангах и панихида в актовом зале. Стало очень скучно и обидно увидеть в 30 лет всю свою дальнейшую жизнь до мельчайших деталей,
Если вдуматься, мысль о необходимости несколько раз в жизни несколько раз изменить ее самую, очень интересная. Правда, для большинства вся новизна сводится к банальной и иллюзорной смене жен и мужей. А что собственно плохого в смене деятельности и связанной с ней изменений? При повороте происходит отбрасывание, зануление, всего накопленного профессионального опыта, достигнутого статуса и круга общения. Это катастрофа при вере в единственный верный путь в жизни.
Зато, при новом рождении, несмотря на сохранившийся возраст, появляется «детский» открытый взгляд на жизнь, надежда на получение всего, уже похороненного в прошлой жизни.
Я читал, что есть в Америке фирмы, которые материально обеспечивают такое новое рождение человека. Создается достоверная версия его ухода (авария/катастрофа), меняется имя, документы и отчасти внешность . И появляется человек ниоткуда. Возможно в новой жизни бывший банкир станет матросом на парусной яхте. Ему придется на свежем воздухе драить палубу и чистить ватерклозеты, но зато можно будет не читать с дрожью утренние газеты и не интересоваться, прошел ли понос у английской королевы и как это скажется на акциях производителей надувных шариков.
Остается вопрос что делать с семьей при таком повороте событий. Но решения без новых проблем это как раз сомнительные решения.
Я за множественные жизни. Может быть потому, что юношеские амбиции так и остались далекими, недостигнутыми звездами. Хотелось бы стать водителем и гидом, возить людей, общаться и рассказывать им о разном. Или стать директором детского дома. Дети даже лучше женщин, и если малышу не повезло в жизни иметь нормальную семью то нужно вытянуться в струнку и загладить несправедливость. Или священником и проповедником, поддерживать одних, утешать других, вытаскивать из закоулков людских душ лучшее и, казалось, утерянное. И еще много занимательных возможностей.
Что же мешает? Укоренившаяся в подсознании идея единственного верного пути. Ложная идея, вбитая в наши души в бессознательном возрасте и отравляющая жизнь до самой кончины.
Еще есть вредные сказки об успехе в жизни и мировой справедливости, делающие нас несчастными и озлобленными. Но об этом в другой раз, если опять разболтаюсь.
Закончить хочу очень оптимистично. В «Маленьких трагедиях» Пушкина ( +прекрасный фильм Швейцера ) в новелле «Пир во время чумы» Вальсингам говорит очень хорошо
«И девы-розы пьем дыханье
Быть может полное чумы»