Решил отдохнуть от фильмов про западных эксцентричных социопатов и посмотрел российский фильм «Майор». Кто-то советовал в сети, другой хвалил, ну и решил я рискнуть — всего то одна серия. Фильм оказался на удивление тяжелый, второй день хожу под впечатлением. Поверхностный взгляд может его отнести к ужастикам, в духе Балабанова. Но в фильме нет балабановского смакования мерзостей жизни, я усмотрел в «Майоре» нечто другое.
В фильме «Майор» много чего нет. Нет ни злодеев, ни героев, нет брутальных мужчин и красивых женщин, нет красивых видов и даже обычных причин для человеческой корысти — денег, чужих женщин, карьеры любой ценой, тоже нет. Есть один день заплеванного полицейского участка в российской глубинке. А главное, чего в изображенной жизни нет — закона, справедливости и моральных ограничений в поведении вроде бы нормальных людей. В таких условиях, даже их вполне добрые, товарищеские намерения выливаются в чудовищные преступления.
Я часто думал, чем порядочный человек отличается от непорядочного. Наивное представление о хорошем человеке, который бодро марширует по прямой и ясной линии жизни, оставим букварям. Мы все колеблемся под давлением обстоятельств, но не это главное. Главное - в наличии неких границ, которые не будут нарушены ни при каких обстоятельствах. У одних они шире, эти границы, у других уже, но главное, что они есть. А сколько мне приходилось видеть славных, милых людей, которые под давлением обстоятельств ( не ради удовольствия, упаси бог) заходили бесконечно далеко, не останавливаясь ни перед чем. И все это с виноватой улыбкой на устах, «ну вы же понимаете, что я этого не хотел»
В фильме «Майор» товарищи пытаются помощь своему коллеге, который попал в беду. Сначала пошел в дело подлог, потом уже серьезное правонарушение. Закрученная пружина начала разворачиваться и полилась кровь, стали гибнуть люди. В конечном итоге вся ненависть «спасателей» обрушивается на источник проблем, ведь он остался почти чистеньким, всего лишь задавил ребенка.
Фильм рассказывает об всеобщей потере рамок цивилизованности, утери всех ориентиров нравственности, причем со стороны всех участников. Фильм не о плохих ментах, фильм о совершенно неправильно устроенной жизни, где нет места совести ( и богу, сказал бы я, если бы был религиозен) и в отношениях остался единственный аргумент — сила.